Уголовно-правовые риски при выполнении гособоронзаказа
Специальные составы преступлений, связанные с гособоронзаказом, начали действовать в УК РФ с января 2018 г.:
· ст. 2011 «Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа»;
· ст. 2854 «Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа».
Статистические данные свидетельствуют о незначительном количестве таких дел:
Ст. 2011 УК РФ
2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |
Возбуждено дел | 1 | 7 | 8 | 15 | 23 | 51 | 38 |
Направлено дел в суд | 0 | 7 | 2 | 4 | 7 | 10 | 15 |
Осуждено лиц | 0 | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | 5 |
Ст. 2854 УК РФ
2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. | 2024 г. | |
Возбуждено дел | 0 | 1 | 3 | 13 | 17 | 14 | 40 |
Направлено дел в суд | 0 | 1 | 1 | 8 | 10 | 11 | 15 |
Осуждено лиц | 0 | 0 | 2 | 2 | 5 | 11 | 5 |
В сентября 2022 г. УК РФ еще добавили специальные статьи по гособоронзаказу:
ст. 2012 «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»
ст. 2013 «Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа»
ст. 2855 «Нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»
ст. 2856 «Отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа».
Перечисленные статьи оказались «мертвыми» - с момента их введения в УК РФ до настоящего времени по ним не было возбуждено ни одного уголовного дела.
В рамках защиты по уголовным делам, связанным с гособорозаказами, мы проанализировали все опубликованные приговоры по ст. ст. 2011 и 2854 УК РФ, и пришли к выводу, что исполнителей гособоронзаказа привлекают к ответственности как по ст. 2011, так и по ст. 2854.
По ст. 2011 УК РФ чаще всего привлекают предпринимателей,
- которые сорвали сроки исполнения гособоронзаказа;
- или с которыми заказчик по разным причинам в одностороннем порядке расторг контракт,
при одновременном установлении факта того, что предприниматель частично или полностью израсходовал полученный по гособоронзаказу аванс на цели, напрямую не связанные с его исполнением (на расчеты с другими контрагентами, на зарплату работникам, не задействованным и не принимавшим непосредственное участие в выполнении гособоронзаказа и др.).
Также нередки случаи, когда предпринимателей привлекают к уголовной ответственности за строительные работы при выполнении гособоронзаказа, выполненные с нарушением правил в соответствующей сфере. Например, исполнитель гособоронзаказа приступил к возведению жилого дома без полученного разрешения на строительство, а впоследствии на основании решения заместителя Министра обороны РФ был принято решение о демонтаже возведенных строительных конструкций.
Важно отметить, что в абсолютном большинстве уголовных дел против исполнителей гособоронзаказа имелась действительная безотзывная банковская гарантия, по которой Головной заказчик получал возврат неотработанной части аванса. Однако, наличие такой банковской гарантии ни в одном деле не позволило защите добиться признания ущерба отсутствующим. Таким образом, даже при 100% возврате по банковской гарантии всего аванса уголовно-правовые риски для исполнителя гособоронзаказа никуда не деваются.
Также исполнителей гособоронзаказа (руководителей коммерческих организаций) иногда привлекают к ответственности и по ст. 2854 УК РФ в том случае, когда они участвуют в качестве членов приемной комиссии наряду с военными представителями. Речь идет о ситуациях, когда, например, предприниматель выполнил контракт на 100% в соответствии с техзаданием, однако само техзадание было составлено с нарушением каких-либо ГОСТов или СанПиНов, о чем исполнителю было известно.
Практика защиты нашего бюро по уголовным делам, связанным с гособоронзаказом и госконтрактами в целом, свидетельствует о том, что последнее время правоохранители уделяют все большее внимания вопросам соблюдения национального режима – выполнения положений постановления Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции», а также постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2024г. № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Предпринимателям нужно быть особенно бдительными при выполнении подрядных/субподрядных работа по гособоронзаказу, так как небольшое количество уголовных дел по ст. ст. 2011 и 2854 УК РФ вовсе не свидетельствует о небольших уголовно-правовых рисках, так как основная масса уголовных дел, связанных с гособоронзаказом, возбуждается по статье о мошенничестве (ст.159 УК РФ), а таких дел – сотни и тысячи.
См. напр.: приговор Ясненского районного суда Оренбургской области от 10 марта 2025 г. по делу № 1-5/2025.
См.: приговор Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 31 августа 2023 г. по делу № 01-0283/2023.
См.: приговор Московского гарнизонного военного суда от 19 ноября 2024 по делу № 1-120/2024.