Развитие дистанционного налогового мониторинга в России продолжается уже не первый год. То, что с инициативы Федеральной налоговой службы начиналось в 2015 году как смелый эксперимент с участием избранных крупных компаний и банков, сделало в этом году шаг по направлению к явлению массового характера. В августе этого года отечественные СМИ сообщили о подготовке Министерством финансов нового законопроекта, который должен смягчить условия для участия в дистанционном взаимодействии с налоговиками. Мало причин сомневаться, что со временем - возможно, в течение ближайших пяти лет - этот режим будет применяться повсеместно.
Основная идея заключается в предоставлении налоговым контролерам круглосуточного доступа к данным отчетности, что требует определенной смелости, но и освобождает бизнес от выездных проверок, а кроме того - позволяет оперативно разрешать с налоговиками все спорные вопросы во избежание дальнейших претензий. Кроме того, это также несет преимущества в плане улучшения репутации: если компания соглашается на такое, ей, скорее всего, нечего скрывать. Вот почему основными участниками до сих пор остаются представители крупного бизнеса, в том числе государственные организации, являющиеся главными источниками налоговых поступлений в бюджет.
Но репутационные соображения - не единственная и даже не главная причина, почему к дистанционному налоговому мониторингу переходит в основном крупный сектор. Решение поработать над упрощением требований отражает попытки финансового министерства придать немного массовости прогрессивным методам налогового контроля. В данный момент для компаний действует минимальная планка в 3 млрд. руб. годового оборота и 300 млн. ежегодных налоговых платежей. В августе сообщалось о возможном снижении порога до двух миллиардов годового оборота и 200 млн. руб. уплачиваемых налогов. Федеральная налоговая служба с инициативой коллег согласна.
Тем самым к участию в дистанционном налоговом мониторинге пытаются подключить средние предприятия с годовым доходом до 2 млрд. рублей - а со временем, возможно, и малые предприятия, у которых планка находится на уровне 800 млн.
Дистанционные методы контроля несут пользу не только компаниям, но и самим контролирующим органам, поскольку позволяют им затрачивать на проверки меньше ресурсов. "Пилотная" стадия с участием избранных представителей индустрии была логичным первым шагом, и не менее логичное развитие - постепенное расширение эксперимент. Примерно как в случае с налоговым режимом для самозанятых, который в этом году ввели для четырех областей, затем одобрили для еще 19 субъектов, а теперь председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко допускает распространение налога на профессиональный доход на всю Россию с середины следующего года.