Соколов Борис Николаевич

член Совета НОВАК
Тезисы выступления на Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2019»
Екатеринбург 5-7 июля 2019
Панельная дискуссия на тему:
Внутренний контроль и механизмы борьбы с корпоративным мошенничеством
Экономическая сущность корпоративного мошенничества состоит в том, что оно является бизнес-процессом, оказывающим негативное влияние на ключевые показатели, определяющие конкурентоспособность компаний. В соответствии с исследованиями, потери от мошенничества во всем мире имеют тенденцию к росту. Сдерживать который, как показывает российская практика, можно путем формирования эффективной системы внутреннего контроля, предусматривающей эффективное взаимодействие между всеми ее субъектами.

Поскольку работа этой системы должна носить риск-ориентированный характер, то ее деятельность должна, в первую очередь, охватывать следующие бизнес-процессы, сопровождающиеся значимыми рисками:

  • Взаимодействие с кредитными организациями
  • Взаимодействие с поставщиками
  • Cписание и ликвидация оборудования
Рассмотрим точки уязвимости этих бизнес-процессов, т.е. условия, стимулирующие трансформацию рисков в рисковые события со значимыми последствиями.

Бизнес-процесс «Взаимодействие с кредитными организациями» имеет 2 точки уязвимости. Первая обусловлена тем, что любой банк в условиях обострившейся конкуренции за денежные ресурсы, готов платить комиссионное вознаграждение» топ- менеджеру, который разместит их в этом банке на расчетный счет или на депозит. Вторая - связана с получением кредитов. Подводные камни здесь спрятаны в размере невыгодного для компании банковского процента и в деталях кредитных договоров, например, пункта о возможности досрочного отзыва выданного кредита, структуры графика платежей или размере штрафных санкциях за несвоевременное перечисление очередного платежа и т.д.

Бизнес-процесс «Взаимодействие с поставщиками» также имеет 2 точки уязвимости. Первая - это корректировки графика платежей (платежного календаря). Любые перестановки в этом документе, даже если они касаются только сроков платежей, означают, что один поставщик получит деньги ранее, а другой – позже сроков, определенных договором. В первом случае возможно комиссионное вознаграждение за досрочное погашение дебиторской задолженности, а, во-втором случае, пострадавший поставщик скорее всего ужесточит условия последующих поставок, потребовав предоплату, обусловив сокращение срока оплаты и увеличив штрафные санкции за задержку платежей, т.е. компании будет нанесен экономический ущерб.

Бизнес-процесс «Списание и ликвидация оборудования» также имеет 2 точки уязвимости. Первая – это возможность занижения в актах по ликвидации объема и веса этого металлолома при прямом попустительстве топ-менеджмента. Далее неучтенный лом сдается в приемные пункты металлолома. Поскольку этот бизнес-процесс носит, как правило, системный характер, то размер хищений здесь может быть весьма значительным. Вторая – реализация за бесценок на сторону годного к использованию оборудования под видом металлолома. Разница между ценой якобы металлолома и указанного оборудования осядет в карманах руководителей разных подразделений компании, реализовавших эту мошенническую схему.
Предотвращать трансформацию коррупционных рисков мошеннических действий в рисковые события система внутреннего контроля может, если она будет опираться на комплекс механизмов, в который входят:
    • Целевая программа по борьбе с корпоративным мошенничеством
      Включает в себя следующие основные направления контролей:
      • отбор руководящих кадров, особенно, топ-менеджмента, с использованием утвержденных компанией в установленном порядке критериев;
      • внедрение в компании процедур системного внутреннего контроля и управления рисками;
      • организация системы передачи сотрудниками компании ее уполномоченным лицам сообщений о признаках или фактах корпоративного мошенничества;
      • наличие внутреннего кодекса корпоративной этики и системного контроля над его соблюдением.
    • Бюджетный комитет и служба финансового контроллинга
      Бюджетный комитет сдерживает развитие корпоративного мошенничества путем препятствования при формировании бюджета включению в него излишних затрат, создающих в будущем финансовую базу для мошеннических действий. Основную помощь бюджетному комитету в выявлении и отклонении таких затрат на стадии формировании бюджета оказывает Служба финансового контроллинга или иное аналогичное подразделение, которое с использованием формы предварительного контроля дает оценку обоснованности закупок товарно-материальных ценностей и основных средств, а также проектов предлагаемых цен. После утверждения бюджета эта служба, путем осуществления мониторинга и проверок наблюдает за целевым расходованием бюджетных средств, информирует о выявленных отклонениях бюджетный комитет.
    • Подразделение контроля над обоснованностью договорных цен
      Подразделение контроля над обоснованностью цен, включенных в проекты договоров на закупку активов, своей работой препятствует необоснованному завышению проектов этих цен и, соответственно, получению так называемых откатов. Это подразделение подтверждает или не подтверждает указанные цены с использованием формируемой им в режиме реального времени базы данных по ценам, как закупок, так и продаж.
    • Служба внутреннего аудита
      Препятствует реализации рисков корпоративного мошенничества, в первую очередь, путем сбора и анализа информации из всех доступных внешних и внутренних источников. Ее работа позволяет выявить в финансово-хозяйственной деятельности компании признаки значимых для ее показателей рисков мошеннических действий и представить информацию о них, например, в Службу экономической безопасности и/или Службу риск-менеджмента.
    • Служба экономической безопасности
      При правильной организации работы, предусматривающей координацию взаимодействия с другими субъектами внутреннего контроля, может эффективно выявлять факты корпоративного мошенничества и ответственных за них сотрудников. Она использует в своей работе, как правило, форму последующего контроля, проверяя сохранность активов, выполнение требований законодательной, нормативной базы, а также внутренних регламентов.
    • Служба внутреннего контроля
      В соответствии с рекомендациями Минфина России должна осуществлять методическое обеспечение организации и осуществления системного внутреннего контроля в компании, а также координировать деятельность всех его субъектов. Ей следует добиваться того, чтобы системный внутренний контроль в компании был сформирован и функционировал в соответствии с рекомендациям и требованиями, определенным Минфином России (письмо № ПЗ-11/2013), Федеральной налоговой службой (приказ от 16 июня 2017 г. № ММВ-7-15/509) и Федеральной антимонопольной службой (распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 795-р).
    • Система повышения квалификации внутренних контролеров
      Должна обеспечивать получение ими и поддержание на системной основе знаний и умений, позволяющих им своевременно идентифицировать риски корпоративного мошенничества, а также выявлять основные точки уязвимости. Уровень профессионализма внутренних контролеров должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (Внутренний контролер)», утвержденным Минтрудом России.
    Выступление было завершено ответами на вопросы участников панельной дискуссии. Было высказано пожелание об организации конференции, в ходе которой можно было бы более подробно обсудить проблемы формирования и функционирования систем внутреннего контроля и риск-менеджмента.
    Информационная служба НП НОВАК, 2019