Очередным шагом в развитии экономическими субъектами внутреннего контроля стало внедрение в российскую практику новой формы налогового контроля — налогового мониторинга. Федеральная налоговая служба приказом ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ устанавливает требования к организации системы внутреннего контроля и определяет формы документов, которые экономические субъекты обязаны представлять при раскрытии информации о своей СВК для ФНС.
Система внутреннего контроля организации должна: обеспечивать правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налогов, сборов и взносов, достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в отчётности, соблюдение законодательства Российской Федерации при совершении фактов хозяйственной жизни; своевременно выявлять, исправлять и предотвращать ошибки в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчётности. В настоящее время это наиболее детальный документ, устанавливающий требования к организации СВК.
На законодательном уровне в Российской Федерации отсутствует единый нормативный документ, покрывающий требования к системе внутреннего контроля в организациях различных форм собственности, нет документа, который описывал бы общее положение в отношении системы внутреннего контроляДокументом, законодательно закрепившим необходимость создания системы внутреннего контроля в акционерных обществах, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, стал Кодекс корпоративного управления6. В документе уделяется внимание важности внутреннего контроля, играющего ключевую роль в управлении компанией, повышении эффективности и результативности её деятельности и соблюдении прав акционеров. Кодекс направлен на совершенствование корпоративного управления, обеспечение прозрачности и эффективности деятельности компаний, а также защиту прав акционеров.
Для совершенствования корпоративного управления в российских публичных акционерных обществах (ПАО) Банк России выпустил информационное письмо7 с практическими указаниями об организации эффективных систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также усилении надзора за деятельностью ПАО.
Следующая группа законодательных актов посвящена организации внутреннего контроля финансово-кредитных организаций. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П8 регулирует организацию системы внутреннего контроля в банках и банковских группах. Оно определяет структуру, функции и ответственность органов внутреннего контроля, а также порядок организации и функционирования системы. Положение предусматривает необходимость совершенствования СВК в соответствии с меняющимися внутренними и внешними факторами. Требования к системе внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров и др.) изложены в Указании Банка России от 16 февраля 2021 г. № 5683-У.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Российской Федерации на законодательном уровне отсутствует единый нормативный документ, покрывающий требования к системе внутреннего контроля в организациях различных форм собственности, нет документа, который описывал бы общее положение в отношении системы внутреннего контроля. Установлены верхнеуровневые требования по наличию СВК в публичных компаниях и компаниях кредитной сферы, порядок организации СВК представлен в формате рекомендаций.
Однако хозяйствующих субъектов в России гораздо больше, чем публичных компаний, и внутренний контроль должен охватывать все хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности или отрасли. Налицо необходимость разработки документа по внутреннему контролю, учитывающего все аспекты организации интегрированной системы внутреннего контроля и управления рисками в компаниях различных секторов экономики. Это обусловило появление идеи создания ГОСТов.
В 2024 г. Ассоциации «Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров» и Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка совместно приступили к разработке проектов ГОСТов в области внутреннего контроля. Базой для этого стал Технический комитет по стандартизации 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий». Национальные стандарты в области системы внутреннего контроля разрабатываются с целью выработки единообразного подхода к выстраиванию, актуализации и развитию системы внутреннего контроля организаций.
В программу национальной стандартизации Росстандарта внесены следующие стандарты:- 1.0.066-1.022.24 — Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Система внутреннего контроля. Общие положения;
- 1.0.066-1.023.24 — Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Система внутреннего контроля. Термины и определения;
- 1.0.066-1.024.24 — Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности.
Национальная система стандартов. Оценка системы внутреннего контроля и деловой репутации предприятий.
Проекты стандартов содержат понятия, принципы и подходы к разработке, внедрению и осуществлению внутреннего контроля в организации, а также к оценке его эффективности. Они позволяют организациям разрабатывать, внедрять, поддерживать и совершенствовать СВК, которая может быть адаптирована к меняющимся условиям ведения бизнеса, снижает риски до приемлемого уровня, поддерживает надежность процессов принятия решений и управления организацией. Стандарты дадут экономическим субъектам вариативность в организации работы подразделений внутреннего контроля, наделят компанию необходимым инструментарием для обеспечения надёжности, эффективности работы организации и достижения её стратегических целей.
Важно отметить, что в проектах сформулированы не только основные понятия, принципы и подходы к построению системы внутреннего контроля компаний, но и основные компетенции специалистов в данной области. Базой для этой работы стал профессиональный стандарт «Специалист по внутреннему контролю (Внутренний контролер)», разработанный НОВАК. В связи с тем, что участниками системы внутреннего контроля являются все сотрудники организации, они так или иначе вовлекаются в операционную деятельность и должны понимать, что такое внутренний контроль. Поэтому в проектах стандартов описаны компетенции всего персонала.
Участниками системы внутреннего контроля являются все сотрудники организации, они так или иначе вовлекаются в операционную деятельность и должны понимать, что такое внутренний контроль. Поэтому в проектах стандартов описаны компетенции всего персоналаПроектируемые стандарты являются базовыми в области закрепления основных понятий, принципов и подходов к разработке, внедрению и осуществлению внутреннего контроля в организации. Стандарты применимы ко всем организациям независимо от размера, сложности или бизнес-модели, за исключением экономических субъектов, имеющих особое правовое регулирование в части организации системы внутреннего контроля.
22 апреля 2025 г. проекты стандартов «Система внутреннего контроля. Общие положения» и «Система внутреннего контроля. Термины и определения» были вынесены на общественное обсуждение. Получено несколько десятков положительных отзывов на них.
ЗаключениеМы полагаем, что утверждение стандартов внутреннего контроля станет следующим шагом в развитии корпоративного управления в России и поможет экономическим субъектам в повышении эффективности и результативности своей деятельности.