Возможно, у кого-то могут возникнуть ассоциации с дистанционным налоговым мониторингом, который уже несколько лет применяется на добровольной основе в пилотном режиме крупными, в основном государственными компаниями. Помимо добровольного характера, он также подразумевает освобождение от выездных проверок за кое-какие действия: в случае с налоговым мониторингом – за предоставление круглосуточного дистанционного доступа к данным отчетности, а в случае с антимонопольным компайенсом – за создание внутренних систем антимонопольного контроля и их утверждение в ФАС.
На протяжении всех лет обсуждений, к слову, рассматривался и вариант с обязательным принуждением компаний к созданию таких систем, затем - с обязательным принуждением только лишь крупных государственных компаний и естественных монополий. Сегодня законопроект предусматривает полностью добровольное применение нового подхода всеми.
Итак, главная идея: после создания системы антимонопольного комплаейнса компании смогут направлять в Федеральную антимонопольную службу внутренние документы, на основе которых антимонопольщики будут делать выводы о соответствии или же несоответствии систем внутреннего контроля нормам антимонопольного законодательства. Если все хорошо, компаний будут считаться соблюдающими антимонопольное законодательство, в случае если действуют в рамках ими же созданных систем антимонопольного контроля.
Как отметил в интервью
"Коммерсанту" заместитель главы ФАС Сергей Пузырьковский, описанная практика в России в какой-то мере уже и так действует, поскольку антимонопольные штрафы очень велики, и компании начинают искать собственные способы по максимуму избежать их уплаты. Он также заметил, что Федеральная антимонопольная служба сегодня активно использует предупреждения вместо штрафов, причем они очень эффективны. Для примера, предупреждений за один только прошлый год было выдано 3978, и более чем в 80% случаев компании оперативно и точно устранили все нарушения. Оно и понятно: платить до 15% от годовой выручки мало кому хочется.