На вопрос о том, какие, по мнению финансового министерства, нужны изменения в законодательстве, Алексей Владимирович отвечает, что в законе все-таки нужно оставить ту часть, что касается запрета на использование инвалюты во внутренних расчетах. В 90-е распространенной практикой была покупка недвижимости или автотранспортных средств за у.е., но это все ж таки прошлое.
Сегодняшний вариант закона о валютном регулировании и валютном контроле направлен на предотвращение вывода капитала за рубеж - что, по мнению замглавы Минфина, само по себе даже не является преступлением. В законе он видит много противоречий, ведь это право каждого - выводить капитал, при условии, что он честно заработан, и что такая практика не преследует целью уклонение от уплаты налогов. Наказывать за это - все равно что наказывать за факт бега вора, который выхватил сумочку и скрывается от стражей порядка в попытке убежать: бег - это еще не преступление, а вот если с украденной сумочкой – тогда да.
Еще одним важным направлением будущих изменений является либерализация, отказ от ограничивающих формулировок. По словам Алексея Владимировича, сегодня такой вариант по сути своей эквивалентен презумпции виновности, когда нужно еще и доказывать свою невиновность, а это противоречие с нормами гражданского законодательства. Несмотря на проведенный в 2006 году пересмотр, в своем нынешнем варианте закон очень сильно гнездится корнями в 1993 году, а если по-простому – то банально устарел.
В 2006 году были сняты ограничения на движение капитала. За последние полтора года была проведена сопоставимая по масштабу либерализация, которая, говорит Алексей Моисеев, если и не эквивалентна формуле "что не запрещено, все разрешено", то хотя бы просто разрешает очень и очень многое.
Другим важным нововведением стала отмена требования о репатриации экспортной выручки в рублях по несырьевому экспорту, а начиная с 2024 года - еще и по сырьевому. Последний пункт, впрочем, требует дополнительного рассмотрения, поскольку способен сильно повлиять на платежный баланс. Замглавы Минфина надеется, что принятое решение положительно скажется на спросе на рубли в финансовом секторе.
Еще один важный вопрос - это законодательное закрепление нормы о 50%-й доле чистой прибыли государственных компаний, которую те должны будут выплачивать в дивидендах. Несмотря на отсутствие фиксации нормы "на бумаге", многие государственные компании и госбанки и так нацелены на эту планку – достаточно вспомнить, например, недавнюю
новость про ВТБ (тот факт, что банк не выплатил в этом году половину своей чистой прибыли в дивидендах, Минфин принимает и никаких претензий по этому поводу не имеет).
Алексей Владимирович всегда был сторонником формализации данного положения. Остается он им и сейчас, заявляя
"Интерфаксу" о своей готовности вновь предложить изменения в правительственный акт и прописать там все четко. Один пункт стоит того, чтобы оговорить его отдельно: это возможность вычитать прибыль от переоценки вложений в ценные бумаги из определения консолидированной величины прибыли. Эта норма справедлива и для российских стандартов бухгалтерского учета, и даже для международных стандартов финансовой отчетности - считает Алексей Моисеев. Однако еще более справедливым будет ее симметричное отражение: необходимо закрепить обратное добавление убытка от вложений в ценные бумаги в случае наличия источника прибыли.
И еще один очень важный момент. В новых предложениях Минфин также собирается ужесточить дивидендную политику дочерних предприятий госкомпаний. Сегодня часто приходится следить за тем, чтобы и в "дочках" поднимались выплаты дивидендов на уровень холдингов, поскольку многие холдинги во владении государства часто жалуются, что мало получают от своих "дочек" и используют это в качестве оправдания. Почему при этом дочерние предприятия выплачивают 5% дивидендов ("Ну, вот так заплатили") - совершенно непонятно. Соответствующие изменения в проект готовятся и будут представлены в ближайшее время.