50% долю государственные заказчики могут начать отдавать с 2021 года, а со следующего года – 30%. При условии, конечно, что законопроект одобрят. Определенная доля госзаказа будет уходить исключительно организациям ОПК. Среди других идей – проводить отдельные торги только для российских поставщиков, и лишь в том случае, если они окажутся несостоявшимися, повторные будут проводиться уже для всех.
На момент написания материала Минфин и Минэкономики пока не предоставили своих комментариев на запрос издания – так же как и сами авторы, Минпромторг. А вот Федеральная антимонопольная служба идею, судя по всему, не поддерживает. Как отметил заместитель главы ФАС Михаил Евраев, несколько странным получится ситуация с обязанностью выкупа определенной доли у предприятий оборонно-промышленного комплекса, поскольку это, по его выражению, поделит предприятия, на "более российские" и "менее российские". Михаил Яковлевич считает, что это искусственные ограничения, несущие ущерб добросовестной конкуренции и не имеющие ничего общего с теми же преференциями, которые в самом деле иногда бывают полезны. Есть сомнения и в том, каким окажется качество итоговой продукции и качество контрактов, и насколько усложнится вся система госзакупок в целом. Кроме того, даже и без этого нельзя гарантировать, что заказчики вообще смогут таким требованиям следовать – добавил он.
"Ведомости" напоминают, что в определенной форме сама идея уже обсуждалась. Например,
в апреле этого года помощник президента Андрей Белоусов предлагал Министерству промышленности и торговли составить список закупочного оборудования под нацпроекты, а также соответствующие законы, которые нужно будет ввести в действие. Министерство рассчитало, что отечественный производитель потенциально способен обеспечить нацпроекты оборудованием на 4,5 трлн. р.
Однако обсуждаются и идеи противоположной направленности. В июле, например, премьер Дмитрий Козак давал поручение Минпромторгу, Минэку, Минфину, Минсвязи и ФАС найти другие способы поддержки отечественных поставщиков вместо действующего запрета для иностранцев принимать участие в госзаказе (сейчас, например, под государственные нужды запрещено закупать иностранные автомобили и иностранное программное обеспечение, если у него имеется российский аналог). В случае с медицинскими товарами и (очень редко) продовольственными товарами применяют правило "третий лишний", которое гласит, что иностранному производителю закрывают доступ к торгам в случае наличия заявок от хотя бы двух поставщиков из Таможенного союза. Такой подход несколько расходится по логике с поручением Путина о диверсификации оборонно-промышленного комплекса и доведения до 50% доли гражданской продукции, выпускаемой предприятиями ОПК, к 2030 году.