В основе будущего стандарта, прокомментировать который есть возможность до конца этого месяца перед запланированным на сентябрь утверждением, лежат ключевые принципы недопустимости навязывания какого-либо инструмента и обеспечение надлежащего информирования клиента. Само информирование об инструментах со сложной структурой будет осуществляться в стандартизированной форме. О паспортах финансовых инструментов, которые в российской практике должны стать аналогом зарубежных Key Information Documents (KIDs), мы уже сообщали
в начале июня, когда идея Центробанка еще не имела практического воплощения.
Помимо данных о ключевых характеристиках интересующих их продуктов, рисках и возможных расходах клиенты узнают в явной форме и о том, что их доходы не гарантированы государством, и что они могут понести расходы. С другой стороны, инвестиционные консультанты и другие профучастники рынка должны будут избегать выдачи рекомендаций своим клиентам относительно того, насколько, по их мнению, инструмент соответствует их интересам. Последний момент особенно важен для борьбы с продажей одних инструментов вместо других, иначе говоря – мисселингом.
Проект оговаривает 12 сложных типов инструментов как самых проблемных для понимания, к которым причисляет внебиржевые деривативы, субординированные и структурные облигации, и не только – добавляет деловое издание. Список могут со временем расширить. Стандартизированное информирование о таких продуктах предполагает демонстрацию клиенту паспорта продукта с описанием инструмента, рисков, данных по выпустившей его организации, о мерах защиты и возможностях досрочного возврата вложений. Такие паспорта будут составляться либо самими эмитентами, либо профессиональными участниками рынка.
Ответственность за соблюдение нового стандарта ляжет на плечи саморегулируемых организаций, которые смогут штрафовать своих членов и даже исключать их в случае серьезных многократных нарушений, что для профучастников означает запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке.