закупок составила более 63,7%. Правда, представители академических кругов в расчет принимают также изначально конкурентные, но не состоявшиеся торги, тогда как Министерство финансов пользуется иной методологией и утверждает, что неконкурентные госзакупки сегодня сокращаются.
Зато в ВШЭ формально согласны с сокращением объема прямых закупок у единственного поставщика. Как правило, больше всего они характерны для закупок по президентским актам либо для правительственных закупок у естественных монополий, в особенности если речь идет о коммунальных услугах.
Но Министерство финансов рапортует о снижении доли закупок у единственного поставщика по итогам проведенного мониторинга исполнения 44-ФЗ: по сведениям министерства, таковые составили только 9,1%, что меньше итогов за аналогичный период прошлого года на 19%.
Ключевое отличие в методологиях оценки в том, что финансовое ведомство относит к неконкурентным закупкам только такие - у единственного поставщика - в то время как аналитики из НИУ-ВШЭ причисляют к ним еще и изначально конкурентные, просто несостоявшиеся торги. Это, например, могли быть аукционы или конкурсы, на которые никто не пришел, либо участвовал лишь один поставщик.
По их расчетам, несмотря на приводимые Минфином данные, доля неконкурентных госзакупок в действительности растет как раз из-за несостоявшихся закупочных процедур. Согласно данным приводимой статистики, более половины (54,6%) изначально конкурентных закупок на сумму в 2,4 трлн. руб. не состоялись. Более чем в 70% случаев так происходит из-за подачи лишь одной заявки или полного их отсутствия. Присутствие на торгах лишь одного участника стало причиной несостоятельности торгов в 8,6% случаев. Ну а третьей распространенной причиной называют несоответствие условиям конкурса.
Стоит причем отметить, что эксперты проанализировали пока что данные только по закупкам государственных и муниципальных предприятий (44-ФЗ). Их статистика изменится, после того как Министерство финансов опубликует свежие данные по закупкам государственных компаний в соответствии с требованиями 223-ФЗ.