Ибо чем еще можно объяснить тот факт, что 71% участников опроса посчитали сегодняшние условия для ведения бизнеса неблагоприятными - и это притом, что одним из главных поручений Владимира Путина в 2012 году было вхождение российской экономики в двадцатку лучших рейтинга "Doing Business" от Всемирного банка? Почему 76% хотели бы заниматься собственным делом, но не рискуют? И почему лишь 15% респондентов видят отдачу от правительственных усилий в плане поддержки предпринимательства, а остальные нет (глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов, к слову, относительно недавно сравнил такие компании с
"правовыми нигилистами")?
На то есть ряд причин, и самая главная (можно было указывать несколько), по мнению 81% участников опроса – низкий уровень благосостояния граждан. Коррупционный фактор актуален для 72%, а 71% недовольны высокими ценами на энергоносители. Слабая защищенность собственников бизнеса и недостатки судебной системы не устраивают 62%, а качество финансового регулирования и надзора – 63%.
Называя основные риски ведения бизнеса, в качестве главных отпугивающих факторов компании отметили возможное падение спроса (72%), повышение налогов – несмотря на обещания правительства не увеличивать налоговую нагрузку, но им, видимо, не верят (70%) и прочие неблагоприятные изменения условий регулирования (64%), а также увеличение расходов (63%). Проблемы с правоохранительными органами и рейдерство представляют реальный риск для 41% респондентов.
Зато немало нашлось и тех, кто видит положительные стороны ведения бизнеса в России, и среди них – конкурентные условия (47%), стабильность политической системы (35%) и доступность кредитов (28%).
Стабильность политической системы, к слову, можно рассматривать двояко. Если говорить о наименее вероятных рисках, то политические изменения назвали актуальными для себя лишь 22% участников, а 20% упомянули дефолт вроде того, что случился в 1998 году. Однако весь вопрос в том, с чем связывают в своем сознании российские компании сохранение политической системы, когда говорят о своих ожиданиях на ближайшие пять лет. По итогам опроса, 51% ждут именно ухудшения – казалось бы, оптимисты и пессимисты разделились поровну, но такая высокая доля негативно настроенных компаний – сам по себе тревожный показатель.
Как следствие, лишь 23% планируют в следующие пять лет реализовать долгосрочные стратегии, а 26% - краткосрочные цели развития. Каждая десятая организация думает закрыться за это время, и 6% планируют уйти, просто продав бизнес. Самый же популярный ответ – поддержание сегодняшнего уровня развития бизнеса, так ответила треть респондентов.