Как сообщил деловой портал
РБК на этой неделе, Федеральная служба государственной статистики, получив первые оценки по двум методикам, признала трудности с точной оценкой производительности труда на заседании научно-методологического совета 1 июля. При этом Росстат как будто готов смириться с несовершенством оценки как с "наименьшим злом", поскольку – отмечает заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Ирина Масакова – выявленные проблемы актуальны не только для России, но существуют во всем мире.
Методики, пока что не утвержденные правительством, принадлежат Министерству экономического развития и самому Росстату. В обоих случаях основными проблемами являются особенности ведения хозяйственной деятельности на некоторых предприятиях России и простая нехватка информации, которую предприятия восполняют недостоверными данными.
Пока что оценка в рамках реализации национальных проектов проводится по предприятиям в четырех базовых несырьевых отраслях: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, строительство и транспорт, но со временем список пополнится здравоохранением и соцуслугами, управлением недвижимым имуществом, научными исследованиями и разработками, и не только.
Первые результаты по методике Росстата демонстрируют просто фантастические темпы роста производительности труда, особенно если брать отдельные регионы. Оценки по России в целом составляют 4,3% - еще немного, и уже можно констатировать достижение целевого ориентира 2024 года. Но это, по крайней мере, еще более-менее разумная оценка, а вот 9% в Уральском федеральном округе или 6,8% в Центральном федеральном округе за год – цифры нереальные, что признает сама Ирина Масакова.
Все дело в чисто технических трудностях. Некоторое время вопросы вызывала отрасль торговли: однозначно отнести ее к несырьевым отраслям нельзя, поскольку торговля сырьевыми товарами занимает значительную ее часть. В Министерстве экономического развития изданию
РБК пояснили, что по этой части все уже решили: на момент утверждения паспорта нацпроекта торговлю решили не рассматривать, поэтому оценку роста производительности труда по ней проводить и не надо.
Зато вот с тем фактом, что доля предприятий БНО в регионах отличается, ничего поделать нельзя. Возникает вопрос: если оценки роста производительности труда в результате этого также будут отличаться, означает ли это разные оценки результативности регионов в реализации национальных проектов? Как в таком случае проводить оценку деятельности губернаторов – устанавливать для них более низкие ориентиры?
Другой проблемой является нехватка информации, в результате чего предприятия вносят в отчетность поправки, и все это имеет, по словам Масаковой, просто катастрофический масштаб: около 70% тех, кто так или иначе меняет собственные показатели. Чаще всего это происходит в промышленности и отрасли строительства. В отдельных случаях предприятия составляют статотчетность еще до получения бухгалтерских данных.
Обе расчетные методики опираются на данные Федеральной налоговой службы, и это, казалось бы, хорошо, поскольку они точнее, чем данные статистики. Но в них больше пробелов, так как налоговики учитывают предприятия по заявленному виду деятельности, далеко не всегда соответствующему фактическому. Кроме того, у ФНС нет достаточных данных по многотерриториальным предприятиям, а качество ведения реестра МСП – считает Масакова – оставляет желать лучшего.
Дополнительные искажения вносит распространенная практика привлечения рабочей силы на стороне по аутсорсингу, что увеличивает трудозатраты и сокращает добавленную стоимость. Довольно часто это делается просто в интересах налоговой минимизации, но данные статистики в любом случае искажаются довольно сильно.
Что касается сопоставления российских и международных показателей производительности труда, то оно на данный момент некорректно – считают в Росстате. Производительность труда даже в равных условиях зависит от уровня заработной платы, а зарплаты в РФ и зарубежом очень отличаются.