Как прокомментировал ситуацию начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев, в данный момент закон пока что не предусматривает отдельного наказания для тех, кто распоряжается более чем 50% голосов в организации, однако, по логике, их ответственность должна быть выше, чем у тех, кто просто следует указаниям начальства. Это не значит, что последних не будут наказывать вовсе, просто предельным сроком для них установят пять лет вместо шести.
Что касается самой ФАС, то для себя ведомство "выбивает" расширенные полномочия – например, в виде возможности изымать документы во время проведения выездных проверок и получать доступ к данным оперативно-розыскных мероприятий (по словам Андрея Тенишева, сегодня они "вынуждены отказываться", даже если такую информацию им предлагают).
Актуальность ужесточения борьбы с картелями объясняется существенным уроном, который они причиняют экономике страны. За прошлый год антимонопольным ведомством было возбуждено 768 дел о нарушении конкуренции, и примерно в половине случаев речь шла как раз об образовании картелей (что, правда, было на 9% меньше, чем за год для этого). В 85% случаев картели образуются на торгах.
Федеральная антимонопольная служба предлагает сегодня установить штраф до 800 тыс. рублей и лишать свободы до четырех лет. При отягчающих обстоятельствах (отдельно выделяют факт наличия сговора с заказчиком, выступать в роли которого может госкомпания) штраф увеличивается до 1 млн. р., а срок лишения свободы – до пяти лет. Кроме того, предлагается вносить участников картелей в специальный реестр.
Неизвестно, насколько далеко зайдет инициатива регулятора в этот раз, потому что бизнес уже высказывает свое непринятие. Хотя факт угрозы картелей экономике России и не оспаривается, усиление роли ФАС до уровня силового ведомства многие считают неприемлемым – например, Ирина Акимова, партнер BGP Litigation. Она также напоминает, что уже сейчас у ФАС есть возможность взаимодействовать с силовыми ведомствами и таким образом добиваться привлечения участников картельных сговоров к уголовной ответственности.
Однако в отличие от законопроекта 2017 года, который вызвал волну негодования в бизнес-среде, в этот раз из положений убрали норму о конфискации имущества и денег, полученных в результате картельной деятельности. Кроме того, в два раза увеличили размер дохода, после которого наступает ответственности – теперь это 100 млн. р. По словам Тенишева, это ближе к современным экономическим реалиям, где доходы могут достигать миллиардов рублей. Правда, не всегда их удается четко разделить на те, что были получены честным путем, и те, что были получены в результате преступного сговора.