В прошлом году государственные органы потратили на госзакупки почти 24 трлн. р. – сообщается в докладе – но активной борьбы при этом фактически не наблюдается, а конкуренция и прозрачность падают. Так, в рамках антисанкционных мер некоторые компании получили возможность не раскрывать данные о закупках в Единой информационной системе; кроме того, у заказчиков теперь есть право не размещать в системе информацию о закупках у единственного поставщика.
Приведенные количественные данные свидетельствуют, что закрытые аукционы привлекли в прошлом году в десять раз больше денег, чем за год до этого – на сумму в 227 млрд. р. Если же оценивать общее число контрактов, заключенных на неконкурентной основе, то их стоимость оказалась равной 5.3 трлн. р., из них 4.2 трлн. р. приходятся на контракты, заключенные после несостоявшегося конкурса, а 1.1. трлн. р. – на контракты, заключенные у единственного поставщика.
Непрозрачность процедур отпугивает бизнес. Ситуацию осложняют старые, не решаемые годами проблемы доверия, бесперспективности участия ввиду ощущаемой многими предопределенности победителя, и т.д. Низкие показатели прихода потенциальных поставщиков на торги (2.3 против 2.7 потенциального поставщика в 2017 г., и 1.5 в случае госкомпаний) еще больше снижают конкуренцию и создают замкнутый круг.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова называет еще одну причину невысокого интереса к госзакупкам – невысокую рентабельность, ведь примерно 30% стоимости контракта должна быть заморожена на год в качестве обеспечения, плюс еще до заключения необходимо потратить деньги на то, чтобы обеспечить свою участие в торгах.
Сами торги часто характеризуются сильным снижением цен, часто на 60-80% от первоначальной – добавляет Елена Дыбова. Именно на основе минимальной цены определяется конечный поставщик. Таким образом происходит "выжимание" из торгов компаний, вынужденных на данном этапе развития бороться за каждую копейку. Как следствие, к ним заказы просто не уходят, потому что для них есть определенный нижний предел цены, который они способны выдержать.
Не добавляет уверенности и возможность для заказчика расторгнуть договор после заключения в одностороннем порядке, что предусмотрено действующей редакцией закона о госзакупках – добавляет заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. В этом случае теряется и контракт, и внесенное обеспечение в размере 30% от стоимости контракта. Конечно, для защиты можно обратиться в судебные инстанции, но этот процесс небыстрый и затратный.
Наличие проблем в контрактной системе ранее признавал глава Минфина Антон Силуанов, который отмечал необходимость ее модернизации в целях реализации нацпроектов. В самом деле, есть подумать, ни один нацпроект не сможет обойтись без заключения госконтрактов - отметил первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин. А представители Счетной палаты России видят одно из решений проблем в цифровизации и переходе на электронные смарт-контракты, которые позволят минимизировать возможные злоупотребления.