Пути совершенствования организации работы ревизионной комиссии и укреплению ее независимости в акционерных обществах
А.С. Русакова
Президент НП НОВАК,
12 февраля 2019
Ревизионные комиссии в акционерных обществах в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах» являются высшим контрольным органом акционеров, в связи с чем, их кадровый состав и организация профессиональной деятельности должны отвечать следующими основным критериям:

  • независимость от исполнительных органов управления акционерным обществом (далее – АО);
  • высокий профессионализм в области внутреннего контроля;
  • риск-ориентированное планирование работы;
  • максимальное использование информационной базы и кадров субъектов внутреннего контроля в ходе ревизий.

Следует отметить, что к вышеупомянутым субъектам внутреннего контроля в соответствии с рекомендациями Минфина России № ПЗ – 11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» (статья 4, пункт 18) кроме ревизионной комиссии относятся органы управления акционерным обществом, главный бухгалтер (уполномоченный специалист), служба внутреннего аудита; специальное подразделение, ответственное за соблюдение внутреннего контроля; другие подразделения и персонал.

Проведенный НП НОВАК анализ практики работы ревизионных комиссий ряда акционерных обществ показал, что на их независимость и качество организации работы в настоящее время негативно влияют следующие факторы:

  • Подавляющее большинство членов РК и даже, в некоторых случаях, их руководители, являются штатными сотрудниками АО, где она действует, что снижает независимость этой комиссии от исполнительных органов акционерного общества, а, значит и обоснованность ее решений.
  • Недостаточный уровень профессионализма руководителей и членов РК в области ревизионной работы не позволяет ей организовывать эффективные риск-ориентированные ревизии и вырабатывать для собственников АО обоснованные рекомендации по управлению выявленными рисками.
  • Отсутствует риск-ориентированное планирование работы ревизионной комиссии, что увеличивает трудоемкость ревизий и снижает их качество.
  • Не регламентирован и/или слабо организован в практике ревизионной деятельности процесс системного взаимодействия с другими субъектами внутреннего контроля, что обуславливает низкую степень использования в ревизионной работе их информационных и кадровых ресурсов.
Для снижения влияния вышеперечисленных факторов нам представляется целесообразным провести мероприятия по совершенствованию организации работы ревизионной комиссии и укреплению ее независимости в акционерном обществе в следующих направлениях:
1
Руководителями РК должны стать, как это делается при формировании Комитетов по аудиту, российские независимые директора. Их заместителями целесообразно выбрать функционеров профессиональных объединений внутренних аудиторов и внутренних контролеров, обладающих должным опытом аудиторской, контрольно-ревизионной и ревизионной работы и прошедших в соответствии с российским законодательством национальную независимую оценку квалификации по внутреннему контролю.
2
Членами этих комиссий могут быть, с нашей точки зрения, компетентные штатные сотрудники субъектов внутреннего контроля по основным направлениям ее деятельности, отраженным в Положении о ревизионной окмиссии, и прошедшие национальную независимую оценку квалификации по внутреннему контролю. Эти специалисты должны обладать достаточным уровнем независимости от руководителей объектов, подлежащих ревизии, а также иметь соответствующий уровень профессиональной подготовки и опыт проведения ревизионных мероприятий, как это предусмотрено международной практикой, отраженной в Кодексе этики внутреннего аудитора.
3
Ревизионный комиссии должны работать по риск-ориентированным годовым планам с квартальной разбивкой, формируемым по направлениям, определяемым в соответствии с решениями общих собраний акционеров и утверждаемым в установленном в акционерном обществе порядке.
4
В Положении о ревизионной комиссии, утверждаемом общим собранием акционеров, следует определить ее статус в акционерном обществе, цели и основные направления работы, права и обязанности по отношению к субъектам и объектам ревизионной работы, а также систему подконтрольности, подотчетности и взаимодействия с другими субъектами и объектами ревизионной работы.
Соответствующие необходимые изменения необходимо внести параллельно в регламенты, определяющие работу субъектов и объектов внутреннего контроля акционерного общества, а также всех его филиалов, представительств и дочерних компаний.

Наиболее перспективными риск-ориентированными направлениями ревизионной работы в акционерном обществе, влияющими на ключевые показатели экономических субъектов, являются, с нашей точки зрения, следующие:
  • законность и обоснованность наиболее крупных заключенных договоров, совершенных сделок, расчетов с контрагентами;
  • соблюдение в финансово-хозяйственной деятельности требований правовой нормативной базы;
  • устойчивость финансового положения, уровень платежеспособности, а также ликвидности активов;
  • своевременность и правильность платежей поставщикам, бюджету, начисление дивидендов, процентов по облигациям, погашение других обязательств;
  • обоснованность, полнота и достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, подтвержденные актами инвентаризационных комиссий;
  • достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Подпишитесь на наши новости
Будьте в курсе всех актуальных анонсов, новостей и акций Ассоциации НОВАК
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ