Законопроект внесли в Госдуму в декабре 2018 г. сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Андрей Луговой. Разработка велась как ответ на принятую в прошлом году стратегию национальной кибербезопасности США, которая относит Россию (наряду с Ираном и Северной Кореей) к основным источником угроз для кибербезопасности.
Проект предполагает внесение изменений в федеральные законы
N 126-ФЗ "О связи" и
N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих повышенные меры информационной безопасности в России. Так, операторы и провайдеры интернета обязаны, согласно его положениям, снабдить свои сети средствами технического противодействия киберугрозам, которые им должна будет предоставить Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). При этом какие именно средства, в документе не разъясняется, - уточняет
РБК.
Российский деловой портал также сообщил в пятницу, что операторы связи и провайдеры готовятся к учениям, чтобы определить реальные сетевые угрозы. Это им было рекомендовано членами рабочей группы "Информационная безопасность", занимающейся реализацией национального проекта "Цифровая экономика". После подведения итогов этих учений и определения угроз – ориентировочно до 1 апреля - рабочая группа порекомендует соответствующие поправки к закону об устойчивом (или "суверенном" - встречаете и такое название) Рунете.
Что касается отзыва на проект от Счетной палаты Российской Федерации, то он, как уже отмечалось выше, отрицательный. Аудиторы полагают, что его реализация "приведет к росту стоимости товаров и услуг на российском рынке", а это грозит "увеличением расходов бюджетов" на всех уровнях. Хотя финансово-экономическое обоснование законопроекта не предполагает расходов из федерального бюджета, СП считает, что этого не избежать, ведь средства противодействия угрозам, которые будут устанавливать операторы в свои системы, должны быть им предоставлены на безвозмездной основе из Роскомнадзора, что логически подразумевает бюджетные затраты.
Кроме того, проект закона также предусматривает создание центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования в составе радиочастотной службы: она будет использоваться для решения организационных, административных и технических задач реализации законопроекта. Но в принятом бюджете на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. выделения средств на это не предусмотрено.
Счетная палата не считает возможным принятие законопроекта о суверенном Рунете в его нынешней редакции.