Как известно, в России неналоговых - то есть не включенных в Налоговый кодекс – платежей действует великое множество, и все они являются обязательными, хотя в НК РФ и не входят. Примерами являются платежи за прохождение обязательных экспертиз, государственную регистрацию, оценку качества производимой продукции и так далее. Российские региональные власти зачастую устанавливают местными нормативными актами свои собственные платежи, тем самым повышая фискальную нагрузку на бизнес.
Минфин считает такую ситуацию неприемлемой, так как компаниям приходится постоянно держать в уме множество нормативных актов и отслеживать изменения в них, чтобы продолжать осуществлять свою деятельность. И если малому бизнесу ориентироваться относительно легко, то у крупных организаций уходят на это немалые ресурсы.
Озвученная Еленой Лебединской позиция заключается в том, что все неналоговые платежи необходимо закрепить на уровне правительственных актов и вводить новые только таким образом, с одобрения правительства: это облегчит нагрузку и повысит прозрачность регулирования.
Говоря о неналоговых платежах, нельзя не вспомнить действующую программу Министерства финансов, направленную на их систематизацию. Проект находится в работе не первый год и за прошедшее время претерпел ряд существенных изменений. Так, сначала даже планировалось принятие отдельного "рамочного" закона, который мог бы охватить собой все действующие сегодня неналоговые платежи – но быстро стало понятно, что их слишком много, и это просто невыполнимо.
Далее началась работа по постепенному включению части неналоговых платежей в Налоговый кодекс, что компании восприняли очень негативно, потому что нарушение требований НК РФ предполагает довольно жесткие меры административной и даже уголовной ответственности. Но пример прошлого года с "экологическим" налогом показал, что "не так страшен черт, как его малюют". А вскоре после этого заговорили также о включении
аналога туристического сбора в российских регионах приблизительно с 2020 года - правда, сам Минфин прореагировал на инициативы чиновников сдержанно и ответил, что рассматривать включение таких платежей, имеющих по своей природе налоговый характер, нужно после тщательно проведенной предварительной работы.
Что касается непосредственно систематизации, то от первоначальной идеи о разбиении платежей
по трем обширным категориям решено было отказаться: сегодня рассматриваются шесть. Вот какие платежи в них войдут:
- Первая категория – за включение в государственные реестры и получение сведений из них
- Вторая категория – за услуги, доступные на конкурентном рынке
- Третья категория – за услуги, предоставляемые государственными монополиями
- Четвертая категория – платежи в рамках компенсаций, например, за причинение экологического ущерба
- Пятая категория – платежи за мероприятия, осуществляемые исключительно государственными органами (аудит, экспертиза, испытания и т.п.)
- Шестая категория – сборы за госуслуги по обеспечению обязательного контроля (например, инспекционные проверки)