Банковская тайна представляет собой "юридический принцип в законодательствах некоторых государств мира, в соответствии с которым банки и иные кредитные организации защищают сведения о вкладах и счетах своих клиентов и корреспондентов, банковских операциях по счетам и сделках в интересах клиента, а также сведения клиентов, разглашение которых может нарушить право последних на неприкосновенность частной жизни" (Wiki) Дело в том, что неприкосновенность банковской тайны гарантирована федеральным законом №395-1 "О банках и банковской деятельности", который российские банки, естественно, обязаны выполнять. В его
статье 26 перечислены органы, для которых делается исключение – это суды, налоговые органы, Центробанк, ПФР, только вот не Федеральная антимонопольная служба.
Одновременно в России действует также закон 135-ФЗ
"О защите конкуренции", в соответствии с которым ФАС направляет сегодня в банки запросы на получение конфиденциальных сведений, и банки, в принципе, обязаны их предоставлять. Антимонопольный орган аргументирует свои запросы с тем, что данные по клиентам ему необходимы для выявления картелей.
Как комментирует ситуацию
"КоммерсантЪ", банки оказываются "меж двух огней", в ситуации, когда хотя бы один из законов они нарушат в любом случае. В ФАС желают сделать ситуацию более понятной с юридической точки зрения и работают над поправками, которые уже наделят ведомство правом на получение составляющих банковскую тайну сведений по своему запросу.
А пока что все вынуждены решать споры через суд. В продолжение этой истории
"КоммерсантЪ" в пятницу рассказал, чем кончилось разбирательство в суде со Связь-Банком, которому Федеральная антимонопольная служба направляла ранее запрос о предоставлении ей данных по клиентам за очень продолжительный период в два года и девять месяцев. Банк это делать отказался, в результате чего разбирательство перенесли в суд.
И вот Верховный суд на днях свое решение вынес, и оно оказалось в пользу Связь-Банка, которому передавать банковскую тайну антимонопольщикам все-таки не нужно. Это очень весомый прецедент, которые другие банки в аналогичных ситуациях наверняка попытаются использовать.
Только вот Федеральная антимонопольная служба вряд ли останется довольна текущим положением вещей и постарается ускорить принятие поправок к законодательству.