Задача запустить электронный каталог реально находящихся на полках товаров, с реальными описаниями и ценами, от реальных поставщиков – непростая, но, по мнению замруководителя Федерального казначейства, вполне выполнимая. Ее реализация не только упростит госзакупки, но и положит конец частым злоупотреблениям вроде манипуляций с описаниями в соответствии с запросами поставщика.
Нововведения Анна Катамадзе считает необходимыми, поскольку упрощение позволит избавиться от бюрократических проволочек, мешающих "добраться" до товаров или услуг. Система госзакупок традиционно сложна: регулирование целых отраслей приводит со временем к увеличению объемов различных регламентов и инструкций, которые на практике одними воспринимаются по-своему, а другими – по-своему. Дальнейшая детализация процесс еще больше усложняет.
В ответ на предположение интервьюера Анны Катамадзе подтверждает, что сегодняшнюю стадию в самом деле можно назвать оптимизацией. Актов и процессов сегодня уже колоссальное количество, и оно требует инвентаризации.
Сегодняшняя система сильно затягивает и усложняет процесс госзакупок, а нарушения по срокам исполнения контрактов ведут к санкциям. Также известна проблема зацикленности: если никто из поставщиков не является, процедура начинается заново.
На вопрос о том, когда именно будет сформирован электронный каталог, Анна Катамадзе затрудняется однозначно ответить, ведь он будет постоянно пополняться поставщиками, товарами, работами и услугами. По ее словам, с определенного момента можно будет констатировать наличие такого каталога, в котором легко будет найти нужный товар, свериться у поставщика о его наличии и заказать, но даже для этого состояния пока что еще далеко. Пока каталог не заполнен конкретными товарами, в системе госзаказов продолжит действовать прежняя бюрократическая процедура в соответствии с нормами 44-ФЗ.
Назвать конкретные сроки замруководителя Федерального казначейства затрудняется, потому что в процессе участвует также Минфин, отвечающий за нормативно-правовое регулирование, в то время как само Казначейство отвечает за автоматизацию и ведение Единой информационной системы. Кроме того, за контроль процедур отвечает Федеральная антимонопольная служба. Разные товары или услуги касаются разных отраслей – отсюда так много нюансов регулирования, за которыми сложно за всеми уследить. Приходится согласовывать их с очень многими участниками, поскольку закупки касаются всех отраслей, не будучи сами по себе отдельной отраслью. Но как ответ на вопрос, можно ли будет сформировать каталог в течение двух лет, Анна Катамадзе отвечает положительно - да, возможно, в этом она уверена.
Несовершенство действующего регулирования в сфере закупок для Анны Катамадзе более очевидно на примере закона 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", нежели закона 44-ФЗ "О госзакупках", поскольку первый из них содержит меньше регулирующих требований. В результате закупочная деятельность намного менее регламентирована.
Сегодня работает множество электронных площадок, о которых мало кто знает, и говорить о конкуренции в таких условиях не приходится. Аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров этот момент ранее уже подчеркивал: 44-ФЗ может выглядеть громоздким, но там лучше все прописано, и, следовательно, больше гарантий для участников. Исправить положение, считает Анна Катамадзе, можно с помощью более четко прописанных универсальных процедур, касающихся не только малого бизнеса, но закупок в целом. Процедуры должны быть структурированными: несовершенство 223-ФЗ кроется в первую очередь в нехватке регламентов, позволяющих участникам защищать свои права.
Еще одной возможностью улучшения ситуации является принудительное ограничение числа электронных площадок путем принятия поправок к закону 223-ФЗ. Большое количество ныне действующих площадок не создает ликвидность и конкуренцию, а, напротив, мешает ей. Если бы с предложением были согласны все, его бы давно уже приняли.