Правительственный законопроект, оговаривающий запрет на создание новых организаций этой формы уже с 2019 г. с окончательным итогом в виде их полного преобразования к 2021 г., пока что был принят лишь в первом чтении. Несмотря на поддержку президента, идея натолкнулась на активнейшее сопротивление не только со стороны самих государственных и муниципальных унитарных предприятий (что еще хотя бы можно понять), но и некоторых парламентариев (отзывавшихся о проекте закона как об антиконституционном) и даже представителей главного правового управления АП, написавших отрицательный отзыв. разбираются, почему преобразования всех МУПов и ГУПов в акционерные общества идет с такой пробуксовкой.
Конечно, организации этого вида, если подумать, являются чем-то вроде пережитка советского прошлого: абсолютно непрозрачная структура, низкая рентабельность производства. Бывает, что они участвуют в деятельности на рынке наравне с другими в условиях конкуренции, но лишь благодаря вливаниям из бюджета и легкому доступу к админресурсу. Говорить в таком случае о здоровой конкуренции уже некорректно. Если бы в самом деле удалось преобразовать все оставшиеся унитарные предприятия в акционерные общества, это значительно сократило бы простор для разгула коррупции и должностных нарушений.
Но вот беда: несмотря на то, что идея по преобразованию вынашивается уже не первый год, практической реализации мешает сильное противодействие. Слабый контроль и большие деньги представляют собой "лакомый кусок" для лиц, не обделенных властью. Замдиректора некоммерческой организации "Трансперенси интернешнл Россия" Илья Шуманов говорит, ни много ни мало, о саботаже утвержденного президентом еще в 2017 году плана Федеральной антимонопольной службы, направленного на снижение доли государства в экономике и развитие конкуренции. Среди прочего, план предполагает постепенное сокращение ГУПов и МУПов в таких сферах как, например, жилищно-коммунальное хозяйство. А саботажем занимается руководство регионов, не желающее выпускать из рук свои любимые "кормушки", занимаясь параллельно частным бизнесом в прямое нарушение закона (568 примеров из 9 тысяч проверенных Transparency International унитарных предприятий).
Таким образом, если отбросить всю идеологию, реализация законопроекта по факту будет означать перераспределение административного ресурса – а следовательно, простой быть не обещает. Так считает, например, председатель экспертного совета фонда "Хамовники" Симон Кордонский. Российские чиновники, оказавшиеся под давлением санкций, постепенно возвращают свои капиталы в Россию, а пристроить их им некуда. Реформирование унитарных предприятий откроет дополнительный простор для этого – однако, по мнению Кордонского, нового рынка не создаст.