Речь идет о том, чтобы уже в следующем году российским компаниям, а также связанным с ними участникам финансового рынка разрешить не раскрывать инсайдерскую информацию, если это способно повлечь за собой западные санкции. С точки зрения исполнения направленных против санкций законов, идея, может, и имеет право на жизнь, но есть серьезные опасения, что подход приведет к череде злоупотреблений по причине размытости формулировок.
Постановление, направленное на изменения порядка применения закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" подсанкционными компаниями оговаривает "особые случаи", когда предписания Центробанка о публикации инсайдерской информации не действуют – то есть информацию можно не раскрывать или раскрывать не в полном объеме. Минфиновский проект, в силу формулировок закона об инсайде, распространяет это послабление не только на подсанкционные компании, но и на связанных с ними участников рынка – управляющие компании, информационные агентства, рейтинговые агентства, которые также в этих ситуациях раскрывают инсайдерскую информацию.
Принятие решений о нераскрытии или неполном раскрытии информации принимают сами участники рынка и лишь уведомляют об этом ЦБ, который в этой ситуации играет пассивную роль. Здесь как раз и кроется большой простор для злоупотреблений, поскольку никаких процедур определения вероятности того, что раскрытие данных может повлечь за собой санкции, постановление не оговаривает, равно как не оговаривает оно и дальнейшей проверки обоснованности принятого решения регулятором.
Есть и еще один проблемный момент с применением законов против западных санкций в контексте инсайдерской информации. Разрешенное законом сокрытие распространяется на очень чувствительную информацию об имеющихся связях подсанкционных и неподсанкционных организациях, что может привести к непредсказуемым колебаниям цен и обязательно осложнит жизнь инвесторам. В случае расширения санкций (вероятность чего довольно велика) на российских рынках может подняться волна волатильности.
Издание "КоммерсантЪ" указывает также на вполне прозрачную уловку в самой формулировке Федерального закона 224-ФЗ об инсайде, которая гласит, что "к инсайдерской информации не относятся сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения". Иначе говоря, чтобы информация перестала быть инсайдерской, достаточно раскрыть ее СМИ на основах соблюдения анонимности.