Как сообщило на этой неделе издание
"КоммерсантЪ", в следующем году российское правительство собирается уточнить формулировки статей 174 и 174.1 Уголовного кодекса, которые оговаривают ответственность за совершение действий, связанных с отмыванием денежных средств. Никаких существенных изменений по части антиотмывочного законодательства не вносилось уже несколько лет, и есть опасения, что Россия таким образом не сможет соответствовать требованиям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), с которой летом следующего года пройдет очередной раунд консультаций.
До идеала текущему варианту статей 174 и 174.1 далеко. Если первая из них работает слабо, приводя к возбуждению относительно небольшого числа уголовных дел, то по второй каждый год действительно возбуждаются сотни, только связаны они в основном с наркотрафиком, но не с проявлениями мошенничества и коррупции. Впрочем, как отмечает издание, некоторые эксперты (например, Роман Беланов из компании "Хренов и партнеры") связывают это с тем, что в России традиционно очень неохотно возбуждаются дела против чиновников, которые как раз и фигурируют часто в делах о коррупции и незаконном выводе активов за рубеж. А раз так, уточнение статей УК РФ мало что может принести для улучшения ситуации. В самих нынешних формулировках эксперт не видит особых проблем – сложности скорее в формировании доказательной базы. В отличие от простого мошенничества, под которое можно подвести хоть невозврат кредита, в случае отмывания доказывать нужно более сложные элементы – особенно если деньги были получены другими лицами.
Как бы то ни было, есть также информация, что уточнением статей дело не ограничится, поскольку это лишь часть более общего плана по реформированию антиотмывочного законодательства в России. Возможностей для борьбы с отмыванием у Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы сегодня намного больше, чем было раньше.
Статьи 174 и 174.1 сегодня также предусматривают штрафы за отмывание, ограничивая их одним миллионом рублей или зарплатой за шесть лет, однако вряд ли межведомственная рабочая группа пойдет на значительное их увеличение – отмечает издание. Также очень навряд ли Росфинмониторинг получит расширение прав в виде возможности приостанавливать подозрительные с точки зрения отмывания операции. Такие полномочия ведомство выпрашивает уже много лет, но по факту имеет право приостанавливать операции лишь в случае средств террористических организаций. Судя по всему, перед силовыми ведомствами на сегодня стоят другие задачи – просто расширить применение ключевых статей УК РФ против отмывания.