В плане обеспечения независимости речь идет о том, чтобы направлять отчеты о возникающих нестандартных ситуациях, потенциально сигнализирующих об использовании "инсайда", напрямую регулятору - минуя руководство компаний. В настоящее время отчеты еще рассматриваются менеджментом, а рекомендации внутренних контролеров часто игнорируются. Сами же внутренние контролеры профучастников связаны субординацией.
Стоит отметить, что при разработке новых требований Центробанк мог руководствоваться международной моделью организации внутреннего контроля от Комитета спонсорских организаций (COSO) Комиссии Тредвея, которая оговаривает критерии независимости внутренних аудиторов и контролеров.
Российские эксперты отмечают, что отечественная практика до сих пор отличается от западного подхода, где внутренний контроль – это целая составляющая корпоративной культуры, пронизывающая организацию на всех ее уровнях, а не просто номинальная структура. Многие также сетуют на устаревший характер действующей в РФ системы нормативного регулирования: все определяет приказ 2012 года впоследствии упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). В соответствии с ним СВК – это просто совокупность формальных процедур, без внятного описания требований к самому содержанию.
Такая ситуация, впрочем, не везде, так как крупные участники с солидной репутацией трепетно относятся к ее сохранению и заботятся о поддержании эффективности своих систем внутреннего контроля. У менее крупных игроков достаточных ресурсов на полноценные службы просто нет.