Проект подразумевает введение в российскую практику ряда понятий, которые ранее еще не использовались - "цифровая транзакция", "реестр цифровых транзакций", "криптовалюта", "ICO" и проч. Публичное размещение токенов (ICO) особенно актуально для российской экономики в условиях санкций, причем по многим причинам. С одной стороны, это новая возможность привлечения инвестиций для небольших компаний, которые пока не могут позволить себе более дорогие "традиционные" варианты типа IPO. С другой стороны, это возможность и для их более крупных собратьев, оказавшихся под западными санкциями и, как следствие, утративших возможность привлечения зарубежного капитала традиционным методом. "Обход" санкций, впрочем, в списке основных задач перед разработчиками законопроекта никогда не значился.
Говоря о важности принятия нового закона о регулировании цифровых активов, Алексей Моисеев отметил, что на данный момент – до вступления его в силу – ситуация пока что сравнима с "Диким Западом": многие ICO представляют собой откровенно мошеннические схемы, а их организаторы даже не несут за это ответственности. Скоро все должно измениться с приходом в правовое поле специальных деклараций, снабженных электронной подписью, которые будут определять права и обязанности сторон. Для защиты интересов инвесторов также оговорена предельная сумма ICO: 50 тыс. рублей, при условии, что инвестор не относится к квалифицированным. Этот статус присваивает ЦБ.
Также к будущим новым полномочиям Центробанка закон относит возможность разрешать или запрещать оборот криптовалют – прямого запрета на оборот не оговаривается. Зато предельно четко оговорено то, что законным средством платежа цифровая валюта на территории Российской Федерации не является, потому что эта роль отводится рублю.
Аналогию можно провести с иностранными валютами: их оборот в экономике разрешен, и их можно обменивать на российские рубли, но нельзя при этом совершать на них покупки товаров или услуг. И так же как в случае с иностранными валютами, обмен криптовалют должен осуществляться в соответствии с определенным обменным курсом, а права участников рынка в этом отношении будут защищены требованием о фиксации курса в договоре.
Другими темами разговора журналистов канала России 24 с Алексеем Моисеевым стали краудинвестинг и краудфандинг, тоже довольно новые, требующие прояснений понятия. ICO, по словам замглавы Минфина, как раз является частным случаем краудфандинга, а участие людей в инвестициях здесь не относится к традиционным методам инвестирования путем покупки акций или облигаций.
На самом деле краудинвестинг - это более широкое понятие, подразумевающее дополнительные преимущества от участия в инвестиционном проекте самого широкого спектра – от части прибыли до возможности, как в приведенном Алексеем Моисеевым примере, занимать места исключительно в первом ряду театра, построенного на привлеченные таким образом средства. Краудфандинг же можно рассматривать как обратный краудинвестингу процесс с точки зрения другой стороны отношений.
Новый проект закона оговаривает рамки краудфандинга и краудинвестинга (также используется термин "краудлендинг"), чтобы люди более четко осознавали теперь свои права и обязанности в ходе коллективного привлечения или инвестирования средств, что (с учетом немалого его размера) будет особенно актуально для рынка венчурного капитала.
Для России актуальность продиктована скорее не размером рынка венчурного финансирования, а высокими запросами государства на инновационный бизнес. Финансировать на бюджетные средства широкий спектр проектов, половина из которых, согласно ожиданиям, прогорит, государство не может. Именно здесь вступает в игру венчурный класс инвесторов. "С миру по нитке" – миллион человек, каждый из которых вложил по 100 р., создает финансирование для проекта, и каждый несет незначительные потери в случае провала. Принятый на днях закон институализирует практику краудфандинга, делая ее более понятной с точки зрения правовой защиты.