Ситуация для них сильно осложняется еще и тем, что формальных рекомендаций в отношении ПОД/ФТ Центробанк не дает. Если раньше все решалось простой заверкой соответствующей документации (банки отсылали в ЦБ документы на проверку, и спустя ориентировочно месяц регулятор ставил под ними свою печать, что гарантировало отсутствие претензий в ходе дальнейшей проверки), то с 2010 года стараниями самих же банкиров этот подход был упразднен. Сегодня нарекания может потенциально вызвать что угодно.
Оценку адекватности систем внутреннего контроля российских банков ЦБ проводит на основе расчетного показателя ПУ5, который принимает значения в диапазоне от 1 («да, постоянно») до 4 («нет, никогда»). Итоговое значение – средневзвешенное оценок ответов на 14 вопросов, таких как:
- Осуществляется ли в банке контроль за распределением полномочий при совершении операций (сделок)?
- Позволяет ли организация службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля эффективно осуществлять возложенные на них функции?
- Осуществляет ли совет директоров (наблюдательный совет) банка контроль за деятельностью службы внутреннего аудита?
- И так далее
Соответственно, чем выше его значение, тем хуже оценка. В случае превышения значения ПУ5 отметки в 2,35 балла указанием ЦБ
№3801-У предусмотрены отчисления Фонд страхования вкладов по повышенной ставке в 500%, что очень затратно для небольших кредитных организаций и может в отдельных случаях превышать половину их годовой прибыли. Но кого тут винить, если не самих себя?