После перечисления основных задач комплаенс-специалистов может возникнуть ощущение, что их деятельность не отличается от работы внутренних аудиторов. Но фактически эти сферы на предприятии должны быть разделены.
Одна из главных причин разделения заключается в том, что невозможно одновременно проводить независимую оценку деятельности организации и выстраивать работу по внедрению методологии риск-менеджмента. Итак, внутренний аудит имеет два основных отличия:
Во-первых, аудит не вовлечён в бизнес и операционную деятельность компании. Внутренние аудиторы более объективно видят ситуацию, так как не вовлечены в неё и отчитываются непосредственно перед советом директоров или собственником бизнеса.
Во-вторых, аудит проверяет все подразделения компании, в том числе, и службу комплаенс-контроля. Грамотный внутренний аудитор разберет деятельность компании на микрокомпоненты, чтобы выявить, почему процессы дорогие, а клиенты уходят к другим исполнителям.
В отличие от внутреннего аудита система комплаенс-контроля отслеживает и управляет исключительно регуляторными рисками: следит, чтобы деятельность компании не противоречила законодательству, не привела к получению штрафа, остановке работы или отзыву лицензии. Кроме того, комплаенс-контроль, как элемент риск-менеджмента, работает в предупредительном режиме, а внутренний аудит проводит анализ уже свершившихся событий.
Смешение функций внутреннего аудита и функций комплаенс-контроля может привести к возникновению конфликта интересов.