При этом показатели являются для руководителя службы внутреннего аудита основой мониторинга и анализа того, оказывают ли рекомендации и консультации СВА положительное воздействие на корпоративное управление, уровень рисков и систему внутреннего контроля организации.
При разработке KPI необходимо, чтобы показатели были:
- сбалансированы и ориентированы как на внутренние, так и на внешние заинтересованные стороны;
- соизмеримы с уровнем зрелости организации и внутреннего аудита;
- сосредоточены на добавочной ценности, создаваемой внутренним аудитом для всех заинтересованных сторон;
- соответствовали принципам SMART (конкретны, измеримы, достижимы, актуальны и привязаны к срокам);
- включали количественные и качественные показатели;
- мотивировали на повышение профессионализма всей СВА и каждого сотрудника.
Алгоритм исчисления KPI должен быть простым в измерении и мониторинге. Понятным для тех, кто проводит измерения, и тем, кто получает отчеты по оценке СВА, для определения степени полезности внутреннего аудита.
При разработке и внедрении KPI обратите внимание на создание оптимального баланса количественных и качественных KPI. Количественные показатели легче измерить, так как они формируются на основе статистики и доступной информации, позволяют проводить сравнение с аналогичными KPI внутреннего аудита других организаций.
Наиболее часто используемые количественные показатели:
- Степень/процент фактического выполнения аудиторского плана.
- Процент согласованных и исполненных аудиторских рекомендаций.
- Количество проверок, завершенных в срок.
- Количество проведенных консультаций для менеджмента организации.
- Процент превышения фактических затрат на аудит к бюджету ресурсов
- 100% соответствие Кодексу Этики и Стандартам.
- Количество интегрированных IT аудитов.
- Процент пройденных программ обучения согласно плану повышения квалификации.
Качественные показатели сложнее в оценке и сборе информации, обычно они основываются на исследовании проведенных опросов, интервью и самооценке. Однако качественные показатели дают более полное представление о результативности и ценности внутреннего аудита, профессионализме внутренних аудиторов, а также указывают на стороны аудита, требующие улучшений.
Примеры качественных показателей:
- Рейтинг удовлетворенности Совета и высшего руководства.
- Количество положительных или негативных отзывов со стороны проверяемых подразделений.
- Оценка, выставляемая аудиторским комитетом.
- Доля сертифицированных аудиторов в штате.
- Рейтинг сотрудников СВА на основе опроса 360 градусов о развитии персонала.
Следующий этап в оценке эффективности деятельности внутреннего аудита – анализ достижения/отклонения от ключевых показателей. Анализ показателей позволяет идентифицировать проблемы и риски на всех этапах проведения аудиторского задания, а также дает возможность определить факторы, оказывающие существенное влияние на внутренний аудит.
Пример анализа KPI:
- Показатель «Процент выполнения годового плана» наиболее интересен для руководства и Совета, так как дает ясное представление об эффективности внутреннего аудита, смогла ли СВА покрыть согласованные высоко-рисковые области организации аудиторскими проверками. Если этот показатель регулярно является низким, то возможно причина в неэффективном годовом планировании или каждой аудиторской проверки, либо в увеличении количества специальных заданий от руководства или Совета. В этом случае необходимо сопоставить данный показатель с показателем «Количество выполненных специальных заданий».
- Показатель «Процент исполненных рекомендаций» - оценивает результативность и качество работы внутреннего аудита. Снижение данного показателя может свидетельствовать о проблемах построения мониторинга принятым РВА, не эффективного взаимодействия с менеджментом, а также в низком уровне зрелости внутренней среды организации и слабой поддержке руководства организации деятельности СВА.
- Показатель «Экономия средств в результате выполнения рекомендаций внутреннего аудита» - лучший показатель для оценки вклада внутреннего аудита в капитализацию организации.
Но не все исполненные рекомендации можно исчислить количественно, эффект от исполненных рекомендаций может быть отдален во времени. Именно поэтому целесообразно этот KPI рассматривать комплексно в сочетании с такими качественными показателями как «Уровень/рейтинг удовлетворенности внутренних клиентов, после каждой аудиторской проверки», «Удовлетворенность высшего руководства/Совета».
Цель оценки - не только измерить KPI и зафиксировать результат, но и иметь возможность достоверно оценить то, что является важным для воздействия на эффективность работы внутренних аудиторов и увеличения добавочной ценности для организации.
Портфель показателей KPI, анализ и мониторинг их достижения предоставляют внутренним аудиторам действенный инструмент для непрерывного совершенствования работы, чтобы соответствовать требованиям заинтересованных сторон и быть действительно полезным активом для организации. Оценка СВА и представление результатов помогают укрепить доверие, имидж и репутацию внутреннего аудита в организации.