КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВА
Лариса Баскакова
менеджер, консультант, бизнес-тренер Академии бизнеса EY, Member IIA, DipIFR, DipIPSAS, CAP
22 июня 2021
При создании службы внутреннего аудита в организации Совет и руководство ожидают получить ценный актив, повышающий эффективность деятельности организации и ее капитализацию. Доказательством того, что внутренний аудит соответствует концепции добавочной стоимости для организации и способствует непрерывным улучшениям, является оценка деятельности внутреннего аудита на ежегодной основе.

С этой целью руководитель СВА разрабатывает и внедряет портфель ключевых показателей эффективности (KPI), который позволяет:
  • Соответствовать стандарту 1300 «Программа обеспечения и повышения качества внутреннего аудита», который требует соответствовать Стандартам и Кодексу Этики, а также оценивать эффективность и результативность внутреннего аудита для организации.
  • Оценить ценность, полезность для руководства и Совета, а также целесообразность существования в структуре корпоративного управления организации
  • Определить сильные стороны и области дальнейшего развития как всей службы внутреннего аудита, так и каждого сотрудника в отдельности
  • Сделать KPI мотивирующим стимулом профессионального и личностного развития сотрудников СВА.

Но как реализовать это на практике? Какие ключевые показатели эффективности, в каком количестве необходимо разработать и внедрить в службу внутреннего аудита? Как найти баланс между количественными и качественными KPI? На что обратить внимание, чтобы показатели были согласованы между собой? Где найти подходы и примеры KPI?

Эти вопросы актуальны для многих руководителей службы внутреннего аудита. «Руководство по оценке качества внутреннего аудита» ИВА, помогает найти ответы и предлагает использовать следующие подходы:
  • Вертикальный обзор деятельности внутреннего аудита, то есть оценка «сверху вниз» деятельности внутреннего аудита на соответствие Стандартам и Кодексу Этики.
Примерами такой оценки являются следующие показатели: соответствие методологии проведения аудита Стандартам; соблюдение сроков и объемов при выполнении аудиторского задания; достаточность и надежность доказательств для подтверждения выводов; качество подготовленных рабочих бумаг.

  • Горизонтальный обзор для оценки эффективности и результативности внутреннего аудита. Оценка деятельности в целом всей СВА и ее сотрудников.
Например: рейтинг удовлетворенности заинтересованных сторон; процент выполнения плана аудита, процент отклонения факта от бюджета; процент принятых и реализованных рекомендаций; количество дипломированных аудиторов в штате; степень использование инноваций/автоматизации аудиторских процессов,

Рекомендуется разрабатывать KPI в сотрудничестве с руководством и Советом, с учетом их ожиданий от деятельности внутреннего аудита. Таким образом определяются основные ценностные ориентиры внутреннего аудита для организации и приоритеты развития СВА.

Важно найти именно тот комплекс показателей, оценка которых влияет на эффективность и результативность работы внутреннего аудита. Если разработка KPI на соответствии Стандартам и Кодексу Этики (вертикальный обзор деятельности) обычно не составляет проблем, то при разработке показателей оценки эффективности и результативности могут возникнуть сложности. Так как эти показатели необходимо согласовать со стратегическими целями организации, ожиданиями заинтересованных сторон.

При этом показатели являются для руководителя службы внутреннего аудита основой мониторинга и анализа того, оказывают ли рекомендации и консультации СВА положительное воздействие на корпоративное управление, уровень рисков и систему внутреннего контроля организации.

При разработке KPI необходимо, чтобы показатели были:
  • сбалансированы и ориентированы как на внутренние, так и на внешние заинтересованные стороны;
  • соизмеримы с уровнем зрелости организации и внутреннего аудита;
  • сосредоточены на добавочной ценности, создаваемой внутренним аудитом для всех заинтересованных сторон;
  • соответствовали принципам SMART (конкретны, измеримы, достижимы, актуальны и привязаны к срокам);
  • включали количественные и качественные показатели;
  • мотивировали на повышение профессионализма всей СВА и каждого сотрудника.

Алгоритм исчисления KPI должен быть простым в измерении и мониторинге. Понятным для тех, кто проводит измерения, и тем, кто получает отчеты по оценке СВА, для определения степени полезности внутреннего аудита.

При разработке и внедрении KPI обратите внимание на создание оптимального баланса количественных и качественных KPI. Количественные показатели легче измерить, так как они формируются на основе статистики и доступной информации, позволяют проводить сравнение с аналогичными KPI внутреннего аудита других организаций.

Наиболее часто используемые количественные показатели:
  • Степень/процент фактического выполнения аудиторского плана.
  • Процент согласованных и исполненных аудиторских рекомендаций.
  • Количество проверок, завершенных в срок.
  • Количество проведенных консультаций для менеджмента организации.
  • Процент превышения фактических затрат на аудит к бюджету ресурсов
  • 100% соответствие Кодексу Этики и Стандартам.
  • Количество интегрированных IT аудитов.
  • Процент пройденных программ обучения согласно плану повышения квалификации.

Качественные показатели сложнее в оценке и сборе информации, обычно они основываются на исследовании проведенных опросов, интервью и самооценке. Однако качественные показатели дают более полное представление о результативности и ценности внутреннего аудита, профессионализме внутренних аудиторов, а также указывают на стороны аудита, требующие улучшений.

Примеры качественных показателей:
  • Рейтинг удовлетворенности Совета и высшего руководства.
  • Количество положительных или негативных отзывов со стороны проверяемых подразделений.
  • Оценка, выставляемая аудиторским комитетом.
  • Доля сертифицированных аудиторов в штате.
  • Рейтинг сотрудников СВА на основе опроса 360 градусов о развитии персонала.

Следующий этап в оценке эффективности деятельности внутреннего аудита – анализ достижения/отклонения от ключевых показателей. Анализ показателей позволяет идентифицировать проблемы и риски на всех этапах проведения аудиторского задания, а также дает возможность определить факторы, оказывающие существенное влияние на внутренний аудит.

Пример анализа KPI:
  • Показатель «Процент выполнения годового плана» наиболее интересен для руководства и Совета, так как дает ясное представление об эффективности внутреннего аудита, смогла ли СВА покрыть согласованные высоко-рисковые области организации аудиторскими проверками. Если этот показатель регулярно является низким, то возможно причина в неэффективном годовом планировании или каждой аудиторской проверки, либо в увеличении количества специальных заданий от руководства или Совета. В этом случае необходимо сопоставить данный показатель с показателем «Количество выполненных специальных заданий».
  • Показатель «Процент исполненных рекомендаций» - оценивает результативность и качество работы внутреннего аудита. Снижение данного показателя может свидетельствовать о проблемах построения мониторинга принятым РВА, не эффективного взаимодействия с менеджментом, а также в низком уровне зрелости внутренней среды организации и слабой поддержке руководства организации деятельности СВА.
  • Показатель «Экономия средств в результате выполнения рекомендаций внутреннего аудита» - лучший показатель для оценки вклада внутреннего аудита в капитализацию организации.

Но не все исполненные рекомендации можно исчислить количественно, эффект от исполненных рекомендаций может быть отдален во времени. Именно поэтому целесообразно этот KPI рассматривать комплексно в сочетании с такими качественными показателями как «Уровень/рейтинг удовлетворенности внутренних клиентов, после каждой аудиторской проверки», «Удовлетворенность высшего руководства/Совета».

Цель оценки - не только измерить KPI и зафиксировать результат, но и иметь возможность достоверно оценить то, что является важным для воздействия на эффективность работы внутренних аудиторов и увеличения добавочной ценности для организации.

Портфель показателей KPI, анализ и мониторинг их достижения предоставляют внутренним аудиторам действенный инструмент для непрерывного совершенствования работы, чтобы соответствовать требованиям заинтересованных сторон и быть действительно полезным активом для организации. Оценка СВА и представление результатов помогают укрепить доверие, имидж и репутацию внутреннего аудита в организации.