В 2022 году была утверждена Стратегия развития финансового рынка РФ до 2030 года. Ключевой стратегической задачей развития российского финансового рынка на горизонте до 2030 года станет усиление его роли в финансировании ускоренной трансформации российской экономики с опорой в первую очередь на внутренние источники финансирования инвестиций. Очевидно, что на современном этапе ключевым элементом развития российской экономики является ее структурная технологическая и цифровая перестройка.
Важнейшую роль в этом процессе играют квалифицированные кадры. Подготовка квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда и по запросу работодателей требует переформатирования всей системы российского образования. С переходом на профессиональные стандарты усиливает влияние объединений работодателей на содержание профессионального образования и профессионального обучения работников. Развитие системы образование строится на принципах социального партнерства и сетевого взаимодействия в области переподготовки кадров и дополнительного профессионального образования.
Главным направлением развития системы квалификаций становится полное и эффективное взаимодействие рынка труда и образовательных организаций с целью подготовки специалистов, востребованных работодателями и способными осуществлять трудовую деятельность после окончания образовательных программ без дополнительной подготовки или переподготовки. Также на основе сформированной рамки квалификаций формируется система непрерывного образования, которая позволит работникам поддерживать уровень квалификаций в соответствии с все быстрее изменяющимися требованиями рынка труда.
21 февраля этого года СПКФР и Минфин подписали соглашение о сотрудничестве. Согласно документу, Минфин России и СПКФР намерены совместно осуществлять взаимодействие по совершенствованию профессиональных стандартов в сфере финансового рынка. Это необходимо для повышения профессионализма участников отрасли и ее развития.
Особое внимание приобретает независимая оценка квалификаций. Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка с 2012 года последовательно осуществляется создание национальной системы квалификаций в Российской Федерации, которая предусматривает проведение независимой оценки квалификаций в целях оценки качества специалистов всех профилей и специальностей в соответствии с требованиями работодателя.
Разработка профессиональных стандартов и проведение независимой оценки квалификаций в целях формирования национальной системы профессиональной квалификации в настоящее время относится к приоритетным государственным задачам. В этой связи важным элементом является фундамент, на котором будет строится система квалификаций, удовлетворяющая потребностям российской экономики, с учетом приоритетов ее развития. Большое значение при разработке национальной системы образования, ориентированной на профессиональные стандарты, предполагает уход от ориентира на международные стандарты и требования.
Наряду с этим, не менее важным направлением развития национальных стандартов является ориентация на лучшие практики в этой сфере дружественных стран. Целесообразно выстроить отношения со странами ЕвразЭС, БРИКС и ШОС с тем, чтобы унифицировать подходы в этих областях деятельности. На этих стандартах и подходах и будет строиться национальная система квалификации, которая позволит решить приоритетные задачи России по подготовке квалифицированных кадров, способных сделать экономический рывок в кратчайшие сроки. Кроме того, мы решим задачу трудовой миграции в рамках соглашений ЕвразЭС.
Таким образом, национальные стандарты деятельности в области внутреннего контроля и внутреннего аудита как база формирования национальной системы квалификаций в области экономики и финансов позволят сфокусироваться на наиболее эффективных подходах, которые позволят России в короткие сроки сделать качественный рывок. В условиях смены логистических цепочек и смены торговых партнеров крайне важно быть уверенным в деловой репутации и эффективности партнеров.
В России уже де-факто была система соответствия международным стандартам в финансовой сфере, результаты которой использовались для оценки компании в том числе для привлечения инвестиций на внутреннем и внешних рынках. Однако, практика показала, что такую деятельность осуществляли иностранные организации, которые передавали данные о деятельности российских компаний за рубеж. Такие оценки давались и крупнейшим российским стратегическим и оборонным предприятиям России. Представляется важным, чтобы в дальнейшем операторы оценки качества системы внутреннего контроля были российскими компаниями, которые бы несли персональную ответственность за сохранность персональных и корпоративных данных.
В России существуют аналоги национальных стандартов в других сферах. Так национальные стандарты регламентируются ГОСТом. Как пример можно привести Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58771-2019 "Менеджмент риска. Технологии оценки риска». Система стандартизации Российской Федерации должна быть гармонизирована с международными, региональными и национальными системами и обеспечивать защиту интересов потребителей и государства в вопросах качества и номенклатуры услуг и процессов.
Для осуществления этой деятельности СПКФР создали Рабочую группу по разработке стандартов деятельности. В Рабочую группу вошли руководители и представители служб внутреннего аудита и внутреннего контроля крупнейших российских государственных и частных компаний реального сектора экономики, банковской сферы и представителей профессиональных сообществ, Финансового университета при ПРФ, МГУ, РАНХиГС, Минфина России, Банка России, Росимущества. Возглавила Рабочую группу заместитель Председателя СПКФР, генеральный директор Ассоциации «СПКФР» Маштакеева Д.К.
Деятельность по разработке национальных стандартов поддержана членами Комиссии по профессиональным квалификация в области внутреннего аудита, внутреннего контроля, управления рисками и бизнес-анализа в составе Банка России, Правительства Москвы, ПАО «Россети», АО «ВДНХ», ОАО «РЖД», Госкорпорации «Росатом», Госкорпорации «Ростех», Госкоропрации «Роскосмос», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром», ПАО «ВТБ», АО «Газпромбанк», ПАО «РусГидро», Ассоциации «НОВАК», Ассоциации «ИВА» и других заинтересованных организаций.
Целесообразность разработки национальных стандартов в обсадив внутреннего контроля и внутреннего аудита обсуждались на рабочих группах в рамках Экспертного совета Банка России по регулированию, методологии внутреннего аудита, внутреннего контроля и управления рисками в Банке России и финансовых организациях при Банке России 30 августа 2023 года, 15 ноября 2023 года и в рамках Национальной практической конференции Национального объединения внутренних аудиторов и контролеров «Внутренний контроль и аудит в России». Участники единогласно поддержали эту деятельность и выразили намерение в участии и обмене лучшими практиками в области внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Для целей разработки национальных стандартов в рамках сотрудничества Финансового университета и СПКФР, было проведено исследование функции внутреннего аудита и внутреннего контроля. Участниками исследования выступили несколько десятков российских государственных корпораций и компаний из различных сфер экономики.