Кризис зрелости: почему риск-менеджмент не попадает «за взрослый стол»?
Провокационный взгляд на внутренние проблемы профессии представила Юлия Ли, руководитель направления по рискам АО «Росхим». Она обратила
внимание на стагнацию в уровне зрелости систем управления рисками в нефинансовых компаниях, который, по данным одного из исследований, годами остается на отметке около 0,34 из 1.
По ее мнению, традиционное объяснение этого феномена — «недостаточная зрелость управленческих процессов» — является поверхностным. Риск-менеджерам стоит задать себе вопрос «почему?» и копнуть глубже. Спикер указала на ряд типичных практик, которые дискредитируют функцию в глазах топ-менеджмента:
- Представление неполной информации: вынесение на совет директоров карты рисков без планов мероприятий.
- Размытые формулировки: риски вроде «нехватки персонала» или «долгого согласования документов» не несут конкретики и не позволяют принять управленческое решение.
- Некорректные оценки: две крайности — избыточное и непонятное руководству моделирование либо полное отсутствие внятных оценок, замененных на «светофоры».
- Уход от ответственности: ссылки на то, что ответственность за оценку рисков лежит на бизнесе, в то время как риск-менеджер должен гарантировать качество и достоверность информации.
«Если ты хочешь попасть за взрослый стол, надо быть взрослым. Быть взрослым — это значит уметь брать на себя ответственность. Я вместе с этой отчетностью свою голову кладу на плаху», — заявила Юлия Ли. По ее мнению, именно нежелание брать на себя ответственность за предоставляемые данные мешает риск-менеджменту стать полноправным участником стратегических дискуссий.
Непрерывность бизнеса: новая стратегическая цель риск-менеджмента
Ответом на новые вызовы, по мнению Станислава Ямникова, руководителя отдела управления рисками ПАО «Черкизово», становится смещение фокуса риск-менеджмента в сторону управления непрерывностью бизнеса (Business Continuity Management). Он отметил, что сегодня не только растет количество угроз (военные риски, санкции), но и увеличиваются последствия от стандартных инцидентов, таких как поломка оборудования или пожар, из-за сложностей с поставкой импортных запчастей.
«Риск-менеджмент должен приносить пользу. Одна из опций, как эту пользу принести — сконцентрироваться на том, чтобы управлять риском непрерывности бизнеса», — отметил Ямников.