Большим данным прописали этическое саморегулирование
31 АВГУСТА 2019
Большими данными называют огромные объемы разнообразной структурированной и неструктурированной информации и методы ее обработки. В настоящее время в России это уже достаточный большой рынок, объем которого, по оценкам Ассоциации больших данных, составляет от 10 до 30 млрд. руб. в год, а к 2024 году может увеличиться в десять раз. Очевидно, что эта сфера деятельности требует регулирования, однако весь вопрос в том, как правильно его претворить в жизнь.
В этот четверг "КоммерсантЪ" сообщил о проекте закона совместной разработки Ассоциации больших данных (объединяющей такие компании как "Яндекс", Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, "МегаФон", "Ростелеком" и некоторые другие) и Института развития интернета, при участии Медиа-Коммуникационного Союза. Документ представляет собой кодекс использования больших данных на принципах саморегулирования. Пока что он проходит внутреннее согласование, но уже осенью может быть выставлен на обсуждение.

Есть подозрение, что своей работой авторы желают если не избежать, то хотя бы отсрочить или смягчить ограничения, которые при растущих объемах использования больших данных почти наверняка будут введены законодателями. Собственно, генеральный директор Института развития интернета Сергей Петров прямо говорит, что с учетом особой специфики всех многочисленных видов данных очень трудно будет сразу разработать единый универсальный закон, учитывающих не только права потребителей, но и интересы участников рынка. Вполне вероятно, что его первоначальная версия натолкнется на недовольство и сопротивление.

С этой точки зрения разработка своего Кодекса этики в качестве первого шага представляется логичным. Для примера, в случае его одобрения компании на основах саморегулирования займутся проверкой возможности использования данных - сообщили изданию "КоммерсантЪ" неназванные источники. Данное требование будет касаться даже тех данных, которые доступны публично - например, из соцсетей. Согласие на обработку персональных данных можно будет получить в любой форме, даже удаленно. А использование персональных данных в целях таргетированного маркетинга, как ни странно, прописано в Кодексе в качестве добросовестной практики, если реклама позволяет потребителю сделать оптимальный выбор товаров в соответствии с предпочтениями и не является при этом "необоснованно навязчивой" - понятие, на наш субъективный взгляд, несколько размытое и требующее уточнения.

Правительство и Госдума давно обсуждают возможности регулирования больших данных, поэтому надежды ИРИ и АБД полностью избежать законодательных ограничений вряд ли в конечном итоге оправдаются. Для примера, концепции регулирования уже были предложены автономной некоммерческой организацией (АНО) "Цифровая экономика" и Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Председатель комитета Государственной думы по информационной политике Леонид Левин в ответ на запрос издания ответил, что знает о разработке этического кодекса, однако не знаком пока с деталями. В случае если они поступят к ним на рассмотрение, профильный комитет Госдумы с удовольствием это сделает. Однако он сразу отмечает, что одного лишь саморегулирования будет здесь недостаточно, потому что нужно четко прописать в законе, какой объем персональных данных сможет использовать бизнес, каким именно образом, как он будет их хранить и обеспечивать сохранность данных.

Мнение Леонида Левина представляется весьма рациональным с учетом того факта, что на Российскую Федерацию, очевидно, не распространяются требования Общего регламента по защите персональных данных (General Data Protection Regulation, GDPR), который с мая прошлого года обеспечивает в ЕС надежную сохранность персональных данных.

Подпишитесь на наши новости
Будьте в курсе всех актуальных анонсов, новостей и акций Ассоциации НОВАК
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ