Click to order
Cart
Total: 
Your Name
Your Email
Your Phone
Call Close
Оставьте ваш номер, и в ближайшее время мы свяжемся с вами!
Или вы можете не ждать, и позвонить нам:
+7 (495) 662 - 82 - 05
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ
Экспертный совет завершил обсуждение законопроекта о передаче аудита под надзор ЦБ
5 АПРЕЛЯ 2018
22 марта 2018 года состоялось четвертое заседание экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при комитете Госдумы по финансовому рынку.

Обсуждались поправки в проект федерального закона № 273179-7, который предусматривает наделение Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности. Напомним, проект прошел первое чтение в ГД в декабре.

Прошедшее заседание экспертного совета, по информации СРО РСА, является последним перед вынесением законопроекта с поправками на второе чтение.
С наиболее интересными докладами выступили Jill Goldsmith, бывший директор Национального управления по аудиту (аналог Счетной палаты) по направлению «Финансовый аудит в энергетике и устойчивом развитии», National Audit office, которая рассказала о нормах и задачах в области корпоративного управления, Dr. Andreas G. Koutoupis, директор корпоративного управления рисками и внутреннего аудита компании Mazars, который сделал презентацию о месте функции внутреннего аудита в структуре компании, организационной стратегии, регламентах для службы внутреннего аудита и пр.

Кроме того были затронуты темы автоматизации и цифровизации процесса внутреннего аудита. На эту тему с презентацией выступили специалисты технологической компании Inflo и финансово-аудиторской компании Moore Stephens - Mark Edmondson, CEO, Inflo Limited и Steve Williams, Партнер компании Moore Stephens рассказали о подготовке архитектуры для внедрения инноваций, автоматизации и цифровизации внутреннего аудита, о внедрении инновационных цифровых инструментов, способствующих повышению качества аудита, практические шаги по внедрению инноваций и трансформации процесса аудита.
Еще один докладчик - Andrew Smart, генеральный директор компании Ascendore провел семинар на тему: Аудит на основе рисков как важный фактор повышения эффективности и качества работы службы внутреннего аудита.

Участники бизнес-стажировки посетили компанию Marsh Ltd. Marsh – ведущий мировой консультант по рискам, который совместно со своими клиентами определяет, разрабатывает и внедряет инновационные решения с учетом отраслевой специфики. На встрече с Maria Rogacheva, Вице-президентом Marsh Ltd и Mark Pollard, руководителем департамента риск-менеджмента Marsh Ltd участники обсудили: роль стратегического управления и инструментов управленческого контроля в процессе риск-менеджмента, вопросы принятия стратегических решений на основе оценки и учета рисков, ключевые подразделения, задействованные в ERM, системы анализа и учета рисков на стадии стратегического планирования, составление матрицы с указанием серьезности различных видом рисков, риск-менеджмент на этапах идентификации рисков, его оценки, разработки мер по его снижению и анализа их эффективности. Кроме того, обсуждался вопрос управления рисками в атомной энергетике: выполнение требований регулятора, финансирующих организаций, страхование разных этапов проекта строительства ядерного объекта и учет конъюнктуры рынка, роль конвенций по атомной энергетике и прочее.
Как отмечает в разосланном пресс-релизе СРО ААС, предложения, внесенные ЦБ, по устранению конфликта интересов поставленной цели не достигают. В частности, ЦБ предложил разделение полномочий между заместителями председателя ЦБ, руководителями самостоятельных структурных подразделений. В том числе полномочия по денежно-кредитной политике, управлению золотовалютными резервами, банковскому регулированию и надзору, регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков предлагается отделить от регулирования, контроля и надзора в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке.

Соответственно, требуется отнесение аудиторских услуг к сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке, что вызывает "большие сомнения", считает СРО ААС. Это в корне меняет уровень гражданско-правовой ответственности согласно КоАП. На эти возражения членов экспертного совета каких-либо пояснений не последовало, констатирует СРО ААС.

СРО РСА сообщило, что в дополнение к ранее определенному в законопроекте понятию "общественно-значимая организация (ОЗО)" вводится понятие "ОЗО на финансовом рынке". Эти определения не являются тождественными. В рассматриваемом варианте законопроекта не относятся к "ОЗО на финансовом рынке" ПАО, госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании; организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность. При этом реестр Банка России будет вестись только в отношении "ОЗО на финансовом рынке", и требования (7 аудиторов, из них 3 с новым аттестатом и так далее) будут относиться только к включению в реестр для аудита "ОЗО на финансовом рынке".

Таким образом, существенное количество аудиторских организаций, которые не занимаются аудитом на финансовом рынке, не будут иметь обязанности быть включенными в реестр Банка России и удовлетворять требованиям для включения в этот реестр, делает вывод РСА.

Аудиторами будут называться как лица, имеющие "единый аттестат", так и те, у кого остался только "старый" аттестат. И те, и другие смогут участвовать в аудите ОЗО. При этом будут действовать ограничения: руководитель проверки ОЗО должен будет иметь "единый" аттестат и работать в аудиторской организации по "основному месту работы".

Изменены формулировки обязательного аудита по критериям. В рассмотренном экспертным советом варианте остались только два критерия, и выполнение каждого в отдельности влечет обязательность аудита:

  • объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет до 1 января 2021 года более 600 миллионов рублей, после указанной даты – 800 млн. (сейчас – 400 млн);
  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн., после – 400 млн (сейчас – 60 млн).
Таким образом, полностью исключить повышение существующих критериев не удалось, констатирует РСА. Однако формулировка переработана по сравнению с предлагавшейся в первом чтении. Исключено требование одновременного соблюдения хотя бы двух критериев из трех, исключен третий критерий (по численности). Оставшиеся критерии повышаются в два этапа.

По вопросу об обязательности двух подписей под аудиторским заключением по отчетности ОЗО мнения членов экспертного совета разошлись, сообщает РСА. В результате голосования большинство высказалось за обязательность только одной подписи – подписи руководителя аудиторского задания. Окончательная формулировка будет уточняться.

Также новой версией законопроекта предусматривается переход от численных характеристик членства для СРО (сейчас – 2 тысячи юрлиц или 10 тысяч физлиц) к требованиям к долям на рынке – от 26% аудиторских организаций. В качестве альтернативы предусмотрена возможность существования СРО, которая объединяет всего 25 организаций, но совокупная доля которых на рынке аудиторских услуг – не менее 26%. Таким образом, в целях отнесения организации к СРО не предполагается учитывать численность аудиторов (физлиц).

По вопросу критериев СРО экспертный совет также не пришел к единому мнению, хотя большинство было согласно учитывать в рамках требований к СРО только организации.

На заседании были рассмотрены и другие вопросы.

В сети имеется версия законопроекта ко второму чтению, однако на странице законопроекта на сайте Госдумы официального текста ко второму чтению на данный момент не появилось, как пока нет и таблиц поправок к проекту.

Подпишитесь на наши новости
Будьте в курсе всех актуальных анонсов, новостей и акций НП НОВАК
*Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности, согласно 152-ФЗ
Made on
Tilda